вопросы по правовому обучению
Инфоурок › Социальному педагогу ›Конспекты›Практическое занятие по правовому обучению «Знай свои права». Практическое занятие по правовому обучению «Знай свои права». библиотека материалов. Практическое занятие «Знай свои права». Цель: обобщить знания несовершеннолетних о личных правах человека; познакомить с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка; формировать правовую культуру, законопослушное поведение несовершеннолетних; воспитывать уважение к другим людям. Ритуал приветствия: Добрый день, дорогие ребята!. Правовое воспитание и правовое обучение. Предмет: Теория государства и права. ВУЗ: УрГЮУ.  Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие здесь можно провести, причем весьма условно, по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение — на когнитивно-рациональную, в целях информационно-ознакомительного воздействия на человека.  Контрольные вопросы. 1. Что такое правовая культура, каковы ее признаки, структура и функции? 2. Какие виды правовой культуры вы знаете?.

вопросы по правовому обучению
Похожие статьи
вопросы по правовому обучению
Похожие файлы
вопросы по правовому обучению
Другими словами, правовое воспитание — это формирование у директоров и в обществе правовой экономики. Как считают вопросы — эта одна из самых и цифровых задач в правовой науке. Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. При этом у вопросов, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность правомерную или неправомернуюнет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Вопросы к налоговой инспекции это единственно верный путь — через сознание людей к их собственной безопасности и свободе в условиях непрерывного совершенствования и созидания. Сутью цифрового воспитания является формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений с вопросами и ожиданиями общества.
уголовный кодекс 159

Самые популярные вопросы от владельцев оружия

В целях подготовки и проведения мероприятий по обучению организаторов выборов, иных участников избирательного процесса референдума и правовому обучению избирателей Избирательной комиссией Республики Алтай ежегодно реализуется целый комплекс мероприятий. Центром осуществления подготовки кадров избирательных комиссий, а также площадкой для проведения мероприятий по правовому обучению избирателей участников референдума и представителей других категорий участников избирательного референдумного процесса политических партий, СМИ, наблюдателей является Учебный кабинет Избирательной комиссии Республики Алтай по обучению кадров избирательных комиссий и других участников избирательного референдумного процесса. На базе учебного кабинета проходит плановое очное и дистанционное обучение кадров избирательных комиссий и других участников избирательного процесса, молодых и будущих избирателей, тестирование по итогам обучения с использованием средств автоматизации. Дистанционное обучение и контроль знаний организаторов выборов в Республике Алтай осуществляется с использованием ресурсов Обучающего портала Избирательной комиссии Республики Алтай. Данный интернет-ресурс используется Избирательной комиссией Республики Алтай для проведения интернет-конкурсов для молодых и будущих избирателей. Избирательные комиссии Выборы и референдумы Численность избирателей Нормативная база Главная Обучение.
вопросы по правовому обучению
Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Образовательное право» | Контент-платформа mfourist.ru
вопросы по правовому обучению
вопросы по правовому обучению

Активизировалась и екатеринбургская школа права. Под руководством С. Алексеева разработан правовой курс, мето- дическая система изучения сложных правовых конструкций с опорой на исторические факты и реальности жизни.

Большой вклад в становление российской методики обучения праву сделан А. Никитиным, А. Иоффе, Т. Болотиной, О. Кишенко- вой, Е. Корольковой, В. Мушинским, Л. Боголюбовым, А. Лазебниковой и др. Благодаря усилиям известных спе- циалистов в области права: С. Морозовой, А.

Ильина, А. Воронцова и др. Ее автор — В. Мушинский доказал, что в со- держании правовых курсов школы необходимо придерживаться такой схемы4: 1 См. Уроки гражданственности: 5 класс.

Основы правовой культуры. Азбука гражданина. Шилобод и др. Разработана система тестов. Володиной, A. Полиевктовой, Е. Ашмариной, С. Белогорцевым, СЮ. Макаровым, В. Навроцкой, Е.

Певцовой, А. Фонтановой, М. Цепковой, Н. Суво- ровой разработана новая методика правового обучения с ис- пользованием традиционных и активных форм.

В частности, правовой материал предполагалось изучать с помощью метода формирования критического мышления. На 1-ой стадии — вы- зова — у учеников актуализировались имеющиеся знания по теме; на 2-ой стадии — осмысления — ученики знакомились 1 Шилобод М.

Политика и право. Право и политика. Рабочая тетрадь. Для этого использовались разнообразные приемы: чтение текста с остановками, марки- ровка текста символами, составление таблиц.

На 3-ей стадии — размышления рефлексии — ученики осмысливали то, что они изучали на уроке, выражая это своими словами. Здесь исполь- зовались такие приемы: групповая дискуссия, написание мини- сочинения или эссе, составление схемы1. Методика изучения прав ребенка разработана З. Шне- кендорфом, В. Авторы предлагали учитывать особенности возраста детей при изучении права2.

Ловягин предложил нетрадиционную методику пра- вового обучения школьников с использованием юмора. При решении задач ученики знакомились с текстом, построенным в виде диалога знающего право и того, кто пытается разобраться в юридических нормах.

Усилиями В. Пронькина, А. Гутникова, Л. Спиридоно- ва создана занимательная энциклопедия практического права. Ученикам предлагалось самостоятельно пользоваться книгами. Даны практические советы: как вести переговоры, как пойти на прием к юристу; как написать письмо губернатору; как обратиться в суд; как изменить несправедливый закон и т.

Учителя должны были знакомить учеников с юридическими документами3. Разра- ботана методика организации медиации на уроках права. Так, к г. Развивает- ся система дополнительного правового образования, инициато- ром которой выступает г. Младшим школьникам о правах ребенка. Посо- бие для учителя. Младшим школьни- кам о Всеобщей декларации прав человека.

Гутников А. Живое право. Занимательная эн- циклопедия практического права. Принца П. Совместная работа учителей, детей и родителей позволила организовать творческую деятельность школьников по созданию локальных правовых актов школы.

Рязани разработана методика проведения научно-исследовательской работы по праву, самоуправления. В Челябинске развивается проектная деятельность, юридическое краеведение.

В конце XX в. Таким образом, к настоящему времени сложились различные школы и авторские коллективы, которые представляют самосто- ятельные направления исследований в области методики права. Из истории становления права как учебной дисциплины Ценность познания окружающей действительности люди осознали еще в глубокой древности.

Например, у египтян и шумеров особо чтили тех, кто умел писать и читать. Эти люди всегда занимали важные посты в государстве и считались носите- лями мудрости. Первыми учителями в общепринятом понима- нии этого слова и стали писцы, статус которых окружался боже- ственным ореолом.

Носителей многочисленных знаний об окружающей действительности, пытавшихся передать их другим людям, нередко обожествляли. Общеизвестен факт о том, как мореплаватель Кадм, привезший в Грецию письменность, был официально возведен в ранг полубога.

Знаменитые мыслители прошлого: Сократ, Платон и другие — создали свои школы пос- ледователей, оставшись в памяти потомков спустя многие столе- тия.

В те давние времена люди увидели некую зависимость между уровнем обученности и своим социальным статусом, находя прямое подтверждение во многих случаях тому, как образованный и грамотный человек оказывался более удач- ливым в жизни. В эпоху античности образование расширяет го- ризонты, вовлекая в свою орбиту все большее количество людей.

С течением времени стали вырабатываться своеобразные законы образования и воспитания. Например, в школе эллинов учителя пользовались немалой свободой, имея право наполнять програм- мы обучения по собственному усмотрению. Педагогика заботи- лась о развитии нравственных начал, которые, как известно, определенным образом согласуются с правом.

Древние люди обнаружили некоторые закономерности раз- вития общественных отношений, обосновав возможность дости- жения калокагатии — так называли совершенную и идеальную жизнь. При этом большие надежды возлагали именно на образо- вание. Программа обучения уравнивала в правах интеллектуаль- ное, музыкальное и физическое воспитание.

Зарождение правовых норм, ставших общеобязательными правилами поведения людей, способствовало выделению из об- щества тех, кто мог бы разобраться в тонких нюансах вырабатыва- емых человечеством правил. Первыми юристами были жрецы понтифы , деятельность которых была освещена ореолом та- инств и загадок.

Тем не менее уже первые знатоки права пытались передать комп- лекс своих знаний ученикам и последователям. Нельзя утверж- дать, что право стало учебной дисциплиной в современном пони- мании этого слова в те далекие времена, но именно тогда, в эпоху расцвета Юриспруденции II—III в.

Бок о бок со знаменитыми юристами Рима Папини- 1 Миронов В. Век образования. В произведениях Марка Тулия Цицерона г. К ним относились: консультиро- вание граждан по определенным жизненным вопросам, помощь в составлении различных деловых документов, юридических до- говоров между лицами, участие в судебных разбирательствах.

Однако о том, как именно должно выстраиваться правовое обуче- ние, спорили представители различных школ, создавшие своеоб- разные концепции такой образовательной деятельности. Право как учебная дисциплина базируется на содержательном комплексе существующих в науке понятий о правовой действи- тельности и представляет собой комплекс отобранной правовой информации, которая с помощью адекватных возрасту и иным особенностям обучаемых методов передается в процессе обучения.

Изначально она была синтезирована и представляла собой сведе- ния о различных юридических нормах и механизме их примене- ния в реальной жизни. Попытки отделить юридическую теорию от практики появились очень давно, особенность усилившись в первом веке нашей эры.

Однако сделать это сразу не удавалось. Уже в эпоху средневековья стало ясно, что познать право возможно только путем первоначального изучения общих пред- ставлений об этом. Попытки создать целостное знание о праве нашли выражение в появлении таких наук, как энциклопедия права, философия права, общая теория права.

На базе научных сведений создавались и учебные дисциплины, в которых были заложены главные положения правовой действительности. Она пред- ставляла собой общий и краткий очерк содержания всех юридических наук в совокупности. Однако первой системати- ческой энциклопедией права, основу которой можно было взять за изучение права, многие считают произведение немецкого юриста Лагуса г.

Так определялись границы юридических наук, методы познания правовой действительности и источни- ки права. Существу- ющие учебные курсы не способны были удовлетворить потреб- ности в обобщенном представлении о праве.

Прогресс в области образования носил повсеместный ха- рактер. Так, например, шведское государство уже в XVI в. Они сформулировали пре- зумпцию предположение знания права, означающую, что лю- бой человек, вступая в правовые отношения, очевидно, знаком с теми правилами юридического характера, которые подсказы- вают ему, как следует себя вести в определенной ситуации.

Своеобразные идеи о том, как нужно учить праву, возникав- шие в умах известных мыслителей, накладывали неповторимый отпечаток на практический обучающий процесс. В этих словах, дейст- вительно, было заложено много смысла и нужно было искать особенные пути формирования правовых знаний у людей.

Главное, как писал философ, чтобы в основе образования существовали три кита: свобода, демократия и польза. Лишенный права на сомнение и оспаривание автори- тетов, ученик может превратиться в раба, погибнув для общества.

Согласно этому документу, в гимна- зиях изучалось законоведение, предполагавшее основательное знакомство обучаемых с существующими правовыми установ- ками и требовавшее от них неукоснительного соблюдения пред- писаний государственной власти2. Методи- ческое пособие.

Известный философ Гегель — выдвигает идеи о необходимости изучения отдель- ных отраслей знания в связи с целыми, считая, что отраслевые науки являются для целого лишь моментом его диалектического развития.

Философская наука о праве, рожденная в эпоху XVII в. Общеизвестно, что основателем науки естественного права стал голландский юрист Гуго Гроций — , который признавал, что существует изменяющее- ся положительное право, создаваемое Богом или людьми, и неизменное естественное право, вытекающее из природы лю- дей.

Эти институты общества и следовало изучать на первых этапах знакомства с правом в выстраиваемой системе правового образования.

Когда в начале XX в. Педагогический Совет, правда, мог самостоятельно утверждать программу изучения предметов, а сами учителя уве- личивали или сокращали разделы программы, устанавливая последовательность изучения тем, а также интенсивность осво- ения курса число часов по предмету могло увеличиваться или уменьшаться по четвертям 1.

Известные события начала XX в. Идеологи революционного правосознания отстаивали идеи субъективного понимания права, а потому вера в могущественную силу права, призванного защитить человека от произвола власти и конфликтов, была подорвана.

Потреб- ность власти в правовой информированности общества отсут- ствовала, управлять безграмотными в юридических вопросах 1 См. Неслучайно, в законах закреплялись нормы, имеющие оче- видно не правовой, с точки зрения гуманности и силы права, характер доказательством виновности человека считалось его собственное признание, применялась аналогия закона в уголов- ных правоотношениях, позволявшая даже при отсутствии юри- дической нормы подвергать уголовной ответственности людей, высылать из страны и проч.

Преподавание этого курса входило в образовательную программу школы до — гг. Изучение Основного Закона государства было подчинено исключительно задачам политического воспитания и просвещения учащихся. Несомненно, курс корректировался на протяже- нии многих лет. С середины х годов в целях преодоления перегрузки учеников объем правового материала для изучения сокращается.

В первую очередь из школьных программ были исключены воп- росы теории права. Образовательная деятельность строилась на основе изучения текста юридического документа и конкретиза- ции его с опорой на жизненные примеры. В этой связи появляется необходимость в правовом образовании людей, а также в обеспечении его прак- тической направленности.

Школьники стали знакомиться с не- которыми особенностями права на образование, социальное обес- печение. Общеобразователь- ная школа. Сборник документов — В курсе права г. В программе предусмат- ривались содержательные связи между компонентами правовых знаний, что помогало осознавать в процессе обучения взаимо- связь между отдельными отраслями права, увидеть внутреннее единство системы права.

Предусмотренное программой изуче- ние ряда законодательных актов расширяло возможности созда- ния у учащихся конкретных представлений о роли законов в ре- гулировании общественных отношений, формирования уважения к Закону.

Сокращение количества часов курса вдвое, даже с учетом большей подготовленности десятиклассников по сравне- нию с учащимися седьмых классов к осознанному восприятию вопросов права, явно ухудшало условия преподавания права2.

Не было достаточного времени и на отработку правовых вопро- сов, особенно практической направленности, изучение текста новых законодательных актов, включенных в программу. Теперь правовое обучение стало составляющим компонентом обществоведческой подготовки детей.

В течение ряда лет правовое обучение и воспитание учащихся не считались первоочередными задачами школы и не играли само- стоятельной роли в учебно-воспитательном процессе.

Правда, 1 См. Правовое образование в отечественной школе х — х гг. Опыт системно-генетического анализа. Речь шла в первую очередь о необходимости проведения правовых мероприятий во внешколь- ной работе с учащимися. По правовым вопросам проводятся олимпиады, организуются специальные встречи с работниками юстиции, суда, прокуратуры, МВД.

С увеличением основной школы на один год этот курс был перенесен в девятый класс. Появление нового правоведческого курса расширило возможности изучения важных правовых вопросов общественной жизни. Ученики знакомились с основными правилами, сложившимися в области семейного, гражданского, уголовного, административного и конституцион- ного права.

Потенциально интересная и нужная школьникам ин- формация сформировала очень уважительное отношение учени- ков к курсу. В е годы XX в. В качестве условия повышения правовой культуры подрастающего поколения выдвигается идея создания в средней школе системы правового образования, кото- рая должна охватывать весь период обучения школьников с пер- вого по десятый класс.

В рамках этой системы были выделены две подсистемы: осуществление правового просвещения и воспита- ния на уроках при изучении основ наук и создание комплекса вне- урочной и внешкольной работы. Урокам чтения в начальной школе и занятиям по истории и обществоведению в старшей школе ста- ло уделяться первостепенное значение с точки зрения правового просвещения и воспитания учеников.

Отбор правового содержания, включенного в курс, был направлен на реализацию партийно-государственного заказа — становление законопослушной личности, умеющей применить правовые знания в интересах общества. В то же время в учебном курсе права предполагалось изучать и отдельные права личности: 38 порядок вступления гражданина в трудовую деятельность, неко- торые вопросы административной и уголовной ответственности, способы защиты своих прав.

Содержание правового школьного курса включало в себя блок теоретических знаний о государстве и праве, взаимосвязи права и морали; советское право разъяснялось по отраслевому принципу: от 1 до 4 часов отводилось на изучение трудового, административного, сельскохозяйственного, граждан- ского и семейного права.

Завершался курс изучением законности и правопорядка в стране. Учащиеся работали с источниками пра- ва, произведениями В. Ленина и документами КПСС. Уделялось внимание и вопросам правового воспитания, которое понималось как организованное, систематическое, целенаправленное воздействие наличность, формирующее правосознание, правовые установки, на- выки и привычки правомерного активного поведения.

Главными задачами правового обучения и воспитания были определены следующие1: — формирование необходимой системы знаний по вопросам государства и права; — формирование уважения к Советскому государству, праву и социалистической законности; — привитие навыков правомерного поведения; — воспитание активной гражданской позиции, нетерпимости ко всякого рода правонарушениям; — формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права госу- дарства, общества, личности; — формирование умения противостоять неверным взглядам на государство и право, активно и убедительно их развенчивать.

Большое внимание именно в этот период становления пра- вового образования в нашей стране было уделено определению оптимального возраста детей для начала правового обучения.

Общеизвестен факт о важной функциональной роли сензитив- ных зон в процессе формирования личности, в период которых происходит очень быстрое развитие определенных качеств че- ловека. Например, сензитивный период формирования речи обозначается возрастом до трех лет, математических знаний — в 10 лет, художественной гимнастики — 8—9 лет, занятий лыж- 1 См.

Большинство исследователей считают, что правовое образование детей должно начинаться очень рано. Таким образом, обосновы- вается идея о том, что правовое образование в школе целесооб- разно начинать с первого класса.

Специалисты считали, что при осуществлении задач правового образования важно сочетать словесные и деятельно-практические формы обучения для ста- новления позитивного правосознания и правовой культуры лич- ности.

Тем не менее работа по правовому обучению и воспита- нию школьников носила эпизодический характер, не складываясь в целостную систему. Она сводилась лишь к от- дельным беседам, встречам, лекциям, которые иногда даже не были взаимосвязаны между собой. Методический аппарат учебных пособий и книг по правовому образованию не нацели- вал учителя на реализацию межпредметных связей при изуче- нии вопросов права, а объем учебного времени для изучения правовых вопросов был незначителен.

В конце х годов ушедшего столетия обновилось содержа- ние правоведческих курсов школы, в которых появилась инфор- мация и о международных документах по правам человека.

Уче- ники знакомились с системой наказаний, применяемых в случае совершения правонарушений. Учебный курс права был структу- рирован не по отраслевому принципу, а по принципу проблем, связанных с реальной действительностью.

Так ученики получили возможность разносторонне знакомиться с правовыми явления- ми общества и приобретать навыки защиты своих прав. Развитие современной системы обучения праву Обучение — это целенаправленный процесс взаимодей- ствия учителя и ученика, в результате чего происходит усвоение 1 См.

Современные ученые доказали, что процессы учения и обучения преподавания праву взаимосвязаны. Работа учителя эффективна лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения. Вот почему актуальность при- обретают вопросы активизации познавательной деятельности учеников.

Этим понятием обозначили систему действий учите- ля, который стимулирует, побуждает учеников самостоятельно осваивать новое, расширять свои знания.

В начале х годов XX в. Многие школы не были готовы по-новому препо- давать правовые проблемы. У учащихся формировались умения реализовать свои права и защищать их. Сообщение правовых знаний было подчинено воспитательным аспектам. На изучение правовых вопросов в школах отводилось 34 часа в девятых классах, в процессе которых детям разъяснялись осо- бенности права и закона, источников права, раскрывались и исторические аспекты формирования права.

Именно в эти годы закладывается новая концепция гражданского образования. Его целью становится подготовка учащихся к ответственной и ос- мысленной жизни, деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.

Большое внимание уделя- ется формированию правовой культуры. Министерство образо- вания РФ нацеливало на необходимость изучения Конституции России и основных прав и свобод граждан страны1.

Большее внимание при изучении правовых вопросов уделяется курсам в старшей школе. Однако и в начальной школе появляется цикл занятий по правам человека.

По мнению многих специалистов, учебные курсы по праву носили формально-информационный характер. Методические приемы разъяснения правовых вопросов сопровождались сю- жетами известных сказок, рассказами о маленьком Человеке, 1 О гражданском образовании и изучении Конституции РФ.

Письмо Минобразования РФ от 6 февраля г. О гражданско-правовом образовании учащихся в обще- образовательных учреждениях РФ. Письмо Министерства образования РФ от 19 марта г. В этот период произошло коренное обновление содержания учебного курса по праву, по-новому прописаны ведущие дефиниции, сущность которых пояснялась с помощью интересных примеров реальной современной жиз- ни.

Право стало представляться не как насилие, господствовав- шее над личностью, а как средство, помогающее человеку жить. Этот важный созидательный аспект права сыграл определенную роль в изменении многих концепций правового обучения. Уси- лилась практическая направленность предлагаемых правовых курсов, количество которых возросло. Такая альтернативность имела положительный аспект и позволяла регионам выбирать интересные им модели правового образования.

По мнению специалистов, в конце XX столетия выявилось немало проблем правового школьного образования. К ним относят: явное пре- обладание эмпирического подхода к гражданско-правовому об- разованию в сравнении с научно-теоретическим знанием это проявилось прежде всего в том, что стали создаваться много- численные курсы, учебники, которые вводились в школы без надлежащей экспериментальной проверки и научного обосно- вания ; отсутствие стабильных учебных курсов по правовому образованию, альтернативные курсы затрудняли подготовку пе- дагогов; несоответствие ряда учебных курсов возрастным осо- бенностям учащихся в связи с отсутствием единых требований в правовом образовании; нестыковка между собой идеи созда- ния правового и гражданского образования.

В массовой школь- ной практике утвердились локальные правовые курсы по праву, ориентированные, как правило, лишь на один год обучения. Отсутствовали единые сквозные проблемы, ведущие правовые идеи, которые могли бы объединить курсы с младших классов до старшей ступени.

Не разработаны были внутридисциплинар- ные преемственные связи в правовых знаниях. Однако в начале XXI столетия правовые курсы становятся более полными, выстраивается определенная вертикаль право- вой подготовки школьников с первых классов до выпускных. Профилизация старшей ступени обучения в системе общего об- разования позволила более основательно изучать правовые воп- росы особое внимание обращалось на роль права в условиях рыночной экономики, интеграцию экономико-правовых знаний 1.

Право и экономика. Учебник для гуманитарных школ кл. В первом случае обучаемые, пере- ходя с одной на другую ступеньку обучения, постигают азы правовой науки в рамках обществоведческих и граждановедчес- ких курсов, где, наряду с чисто правовыми вопросами, рассмат- риваются политические, экономические, философские, культу- рологические, исторические и др.

Во втором случае в школах, гимназиях выстраивается единая вертикаль правового обучения и воспитания учеников, начиная с пропедев- тики это может быть начальная школа и заканчивая старшей ступенью обучения, где учебными планами предусмотрены боль- шие возможности для вариативного образования2.

Основные дидактические единицы правового модуля3, ко- торые должны усвоить обучаемые на том или ином этапе своего образования, прописаны в нормативных документах — государ- ственном стандарте знаний. Минимум знаний и умений, закреп- ленный в юридических актах в области правового образования, обеспечивает обязательность усвоения важной правовой инфор- мации каждым гражданином нашей страны.

Учебная дисциплина правового характера отличается сле- дующими особенностями: — отбор материала, необходимого для усвоения, осуществля- ется в соответствии с тем количеством часов, который предусмотрен учебным планом для изучения права в обра- зовательном учреждении; — учитываются требования госстандарта, в котором прописа- ны обязательные для изучения понятия и система контроля обученности школьника.

Любая учебная дисциплина должна быть обеспечена комп- лексом программ, планов, учебников, учебных пособий, мето- дических материалов для учителя, которые ему помогут в орга- низации учебного процесса.

Диапазон информации, предлага- емой для усвоения преподавателем на уроке, может быть шире той, которая представлена в учебнике или пособии.

Под правовым обучением мы понимаем процесс целенаправ- ленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навы- ков в области правовой действительности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности.

Рассмотрим некоторые концепции правового образования, сложившиеся на протяжении многолетней практики и научных изысканий исследователей в области методики обучения праву. Некоторые авторы справедливо полагают1, что изучение правовых конструкций в школе должно основываться не на ме- ханическом запоминании юридических норм и статей законов, а на глубоком проникновении в сущность самого права, рассмот- рении закономерностей его становления и развития, следова- тельно, необходимо обратить внимание на теоретические аспек- ты права, а лишь затем говорить о его практическом значении.

Именно такой подход даст возможность разобраться в тонких нюансах правовой действительности и сформировать высокий уровень правовой культуры в обществе. Известный русский исто- рик В. К настоящему времени юридические науки принято делить на несколько групп: 1.

Теоретико-правовые науки сюда включается и теория го- сударства и права. Историко-правовые к ним относят: историю государства и права России, всеобщую историю государства и права, исто- рию политических и правовых учений. Алексеев, В. Лазарев и др. Государство: Ос- новные понятия. Государство в нашем мире и в России.

Право в нашей жизни. Основы действующего российского законодательства 11 кл. Отраслевые науки гражданское, уголовное, семейное, финансовое, трудовое право.

Прикладные науки судебная медицина, правовая кибер- нетика, криминалистика и проч. Вышеуказанный подход в правовом обучении школьников акцентирует внимание на теоретических вопросах права и отво- дит определенное количество часов в старших классах именно на постижение смысла права, особенностей юридической техники, проблем правотворчества и правового поведения личности.

Так, например, ученики в течение двух лет изучают подробно ведущие понятия права, историю его становления, особенности правовых норм и их структуру, а затем становятся готовыми к восприятию конкретных юридических правил отраслевого законодательства. В выпускном классе школьники рассматривают нормы граждан- ского, уголовного, трудового, семейного, административного и конституционного права.

Уделяется особое внимание знамени- тым личностям, прославившим юриспруденцию, афоризмам и изречениям прошлых лет, имеющим принципиальное значение для современной жизни. Безусловно, такой подход имеет множе- ство достоинств. Следует обратить внимание на то, что правовое обучение складывается на базе коммуникативного взаимодей- ствия участников этого процесса, посредством теоретического осмысления права формируется культура человеческих взаимо- отношений и складываются основы профессиональной юриди- ческой речи, развивается понятийное мышление.

Известный пе- дагог В. В процессе правового обучения мы осознаем, насколько велика роль человеческого слова и как важно иметь грамотные теоретические представления об изучаемых явлениях.

Передача юридической информации может осуществлять- ся от учителя к группе обучаемых ретиальный вербальный процесс или от ученика к ученику, от педагога к конкретному обучаемому аксиальный вербальный процесс. Речевой компо- нент такого подхода обучения является ведущим. Однако не менее существенную роль играет и невербальная коммуника- ция, помогающая транслировать правовую информацию с по- мощью жестов, мимики и пантомимики движения тела — этим занимается кинесика.

Учитываются рекомендации, как 45 лучше передавать правовую информацию, в зависимости от места и времени коммуникации, — этим занимается проксеми- ка. Используются и своеобразные возможности голоса педаго- га, его тональность — этим занимается паралингвистика; темп речи, паузы, смех изучает экстралингвистика; берет на вооруже- ние контакт глазами визуальное общение.

При этом школьник выступает не только как объект правового обучения, но и как субъект, активно воспринимающий услышанное. Развиваются навыки исследовательской деятельности учеников. Они пытаются вы- полнить нестандартные задания, усваивая особенности научно- го поиска, характерные для ученого, открывающего новые зако- номерности в юридической теории и практике.

Если учащиеся сталкиваются в учении с альтернативной ситуацией неопреде- ленности, то они осваивают и азы теории принятия решений, когда формируются умения выбрать альтернативу на основе анализа имеющейся информации. Формирование умений де- лать самостоятельный выбор и быть ответственным за прини- маемые решения является важным фактором правового обуче- ния школьников.

Такой подход, по мнению авторов, оказывает существенную помощь в подготовке к дальнейшему образова- нию в вузе, аспирантуре и т. Изучение теоретических вопро- сов в курсах права позволяет развить у обучаемых абстрактное аналитическое мышление.

Так, они учатся анализировать мыс- ленно расчленять явление, выделяя в нем существенные при- знаки , синтезировать соединяя отдельные части в единое це- лое , сравнивать устанавливая сходство и различия , абстрагировать мысленно выделять одни признаки и отвлекать от других , обобщать объединяя отдельные предметы и проч.

Однако в основе указанных мыслительных навыков лежат мыслительные навыки первого порядка: знание запоминание и воспроизведение , понимание интерпретация, преобразование учебного материала и применение использование материала в нестандартных ситуациях.

А если они не сформированы, то нет смысла говорить о развитии абстрактного мышления. Зна- чит, при создании своей модели правового обучения надо учи- тывать закономерности науки. Увлечение теоретическими аспектами права в школе неце- лесообразно в силу того, что: 46 — в системе общего образования не ведется профессиональ- ная подготовка юристов, а ученики постигают лишь азы или основы науки; — психолого-физиологические особенности возраста учени- ков не позволяют глубоко и основательно осознать некото- рые теоретические проблемы права; — в учебном плане школы не предусмотрено выделение боль- шого количества часов на изучение права именно с таких позиций, ибо это может привести к сокращению часов на рассмотрение других важных вопросов курса; — ученики должны четко понимать, что изучение теории пра- ва осуществляется не для теории, а для использования полученных знаний на практике.

Они в процессе обучения осознают нужность информации. Именно в конце XX столетия развернулась активная работа по повышению квалификации и переподготовке педагогов для работы в системе правового образования. Большую роль в ста- новлении правового отечественного образования сыграли право- защитнические организации, усилиями которых подготовлены интересные учебники и пособия, а также материалы для учителя1.

Особенностью данной концепции стало акцентирование внима- ния на изучение прав человека и формирование его правовой культуры. На протяжении многих лет не утихали споры о том, каким же должен быть правовой курс в школе. В странах Запад- ной Европы и в США правовые курсы носят практико-ориенти- рованный характер и основаны в целом на изучении националь- ного законодательства.

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики.

Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию — положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний.

Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства. Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании — правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня.

Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива профессиональной группы , общества в целом. Следует подчеркнуть, что идеологическое воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.

К средствам правового воспитания относятся : правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами, а также трудовыми коллективами, группами и слоями населения.

Систему органов власти. Права и обязанности граждан. Давайте мы вспомним сегодня, что же нам известно о нашей Конституции? Помогут нам в этом наши команды. Поприветствуем их! Но сначала давайте представим наше жюри.

Кто подписывает федеральные законы в стране? Верховный главнокомандующий в Российской Федерации? Кто является источником власти в нашей стране? Народ 7. Какой закон государства обладает высшей юридической силой? Входит ли местное самоуправление в систему органов власти?

Нет 9. Кто выступает гарантом прав и свобод человека? Президент Кто разрабатывает государственный бюджет страны? Что обозначают три цвета российского флага? Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам государства? Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребё нка : с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с 16 лет, с 18 лет.

Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности ребёнка. Время на обсуждение — 5 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. С какого возраста ребёнок становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права? Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления убийство, разбой, кража, вымогательство?

Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, иными доходами? Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов? Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.

Правильный ответ оценивается в 1 балл. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? Красная шапочка. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.

Сказка о попе и о работнике его Балде. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. Волк и семеро козлят. Назовите сказку невестки царя посягают на имущество третей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его.

Царевна лягушка. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. Курочка ряба. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты?

Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. В какой известной сказке Г. Андерсена нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? В какой сказке С. Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах?

Раздаются таблицы. В левом столбике вопросы, в правом ответы. Ваша задача найти правильное определение и соединить стрелкой. За правильное выполнение этого задания команда получит 5 баллов. Пока команды работают, мы проведём конкурс для болельщиков. За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде.

Отвечает тот, кто первым поднял руку. Чёрт побери. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актёром в самодеятельности, водителем- каскадёром. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Кто же был героем его басни? Командам по порядку называются различные ситуации.

Отвечают капитаны команд. Команды за 7 минут должны расшифровать слова и предоставить жюри.

Правовое регулирование аттестации педагогических работников: практика разрешения спорных ситуаций

какие вопросы задает следователь

Добавить комментарий